Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь.

Основание Свято-Успенского мужского Свияжского монастыря тесно связано с образованием Казанской епархии. Он был основан в 1555 году.

Первым настоятелем монастыря был назначен архимандрит Герман, позже ставший архиепископом Казанским, святителем Германом и Казанским чудотворцем. В 1592 года его мощи были перенесены из Москвы сюда и сейчас составляют главную святыню Успенского монастыря.

Архимандрит Герман стал в 1564 году вторым архиепископом Казанским после святителя Гурия .

Свияжский мужской монастырь в настоящее время является главным миссионерским центром Казанской епархии. Типография, которая появилась там для печатания Священного Писания и богослужебных книг была известна при святом Германе намного раньше, чем типография Фёдорова Ивана в Москве. Свияжск известен многим, как место крещения сотен и тысяч местных жителей, таких как татары, мордва, чуваши, марийцы.

В середине 18 века в Успенском мужском монастыре размещалась Новокрещенская Контора, которую закрыли в 1764 году.

С 16 по 18 века монастырь считался самым богатым монастырём в районе Среднего Поволжья. Он был в списке двадцати самых богатых монастырей в России. У него в 1764 году было семь тысяч двести мужчин крестьян. Это примерно такое же число, сколько было тогда всего во всех других монастырях Казанской епархии.

После монастырской реформы, которая проходила в 1764 году, монастырь получил высший первый класс среди монастырей России. Он был тогда одним первоклассным во всей Казанской епархии до 1809 года. А в 1809 году такой статус был дан ещё Казанскому Богородицкому монастырю.

В 19 веке после бедственного положения Свияжска, а также после обращения церковных и монастырских земель в светское владение, мужской монастырь так же пришёл к упадку. Тогда в нём было сто человек, а уже к началу 20 века осталось всего лишь немногим более двадцати монахов и послушников. В то время доходы монастыря были намного ниже доходов большинства других монастырей епархии.

В августе 1918 года убили последнего настоятеля монастыря епископа Свияжского Амвросия. В 2000 году его прославили в лике Собора новомучеников России. Где находится его могила, до сих пор не известно.

В это смутное время монастырь закрыли и разграбили. Мощи святого Германа боли также вскрыты и растащены. Сейчас сохранилась только небольшая их часть. Её и поместили в символическую раку.

В советские времена на территории монастыря располагалась психиатрическая больница.

Только в 1994 году больницу перевели из монастыря, и в 1997 монастырь опять был официально открыт.

Архитектура Свияжского мужского монастыря имеет высокую историческую ценность. Равных ему в Среднем Поволжье нет до сих пор.

Древнейшими храмами мужского монастыря являются Успенский собор, который появился в 1561году и Никольская трапезная церковь, которая появилась в 1556году и имеет колокольню высотой в сорок три метра. В этой церкви можно увидеть келью святителя Германа. Эти храмы являются признанными шедеврами русского зодчества 16 века. Самым ценным с исторической точки зрения является Успенский собор, построенный в 1561 году. Он является памятником в стиле псковско-новгородских храмов. Полагают, что архитекторами его были Яковлев Постник и Ширяй Иван. К I8 веку Успенскому собору возвели новый купол стиля украинского барокко. Он был украшен двенадцатью узорными барочными кокошниками, а в целом его облик 16 века остался прежним.

Фрески, которые находятся внутри собора, расположены на площади одной тысячи восьмидесяти квадратных метров. Успенский собор является одним из двух храмов России, где есть полный цикл стенной живописи времён Ивана Грозного. К числу таких соборов относят и собор Спасо-Преображенского монастыря, который расположен в Ярославле. Свияжские фрески являются мировым раритетом. Самые известные фрески «Отечество» или «Новозаветная Троица», расположенные в куполе, фреска «Успение Божией Матери», расположенная в алтаре собора, «Распятый Христос на груди Бога Саваофа», который находится в парусе свода, фреска «Шествие праведных в рай» и единственная во всём мире сохранившаяся фреска «Святой Христофор», где этот святой имеет лошадиную голову. Знаменательно также то, что на росписях стены, расположенной на западе, нет традиционной геенны огненной. Там можно только увидеть райские обители.

Другие исторические памятники мужского Свияжского монастыря относятся к 17 – 18 векам, включая архиерейский, братский и настоятельский корпуса. Вознесенский надвратный храм, который относится к концу 17 века, а также храм святого Германа Казанского, а также храм Митрофана Воронежского, которые были возведены в 19 веке, в советские времена подверглись разрушению.

Наиболее древней в Татарстане является Троицкая деревянная церковь при монастыре, построенная в 1551 году. Там находятся скульптуры Спасителя и апостолов, сделанные из дерева.

Церковь Сергия Радонежского расположена в трапезной монастыря на втором этаже . Она была построена в 1604 году и в ней находилась чудотворная икона Сергия Радонежского, которую принесли в 1551 году в Свияжск. Сейчас она находится в церкви Ярославских чудотворцев в Казани .

Свияжский Успенский монастырь находится в Зеленодольском районе острова Свияжск. Добраться до него можно от речного вокзала города Казани и доезжать до пристани «Свияжск».

До монастыря можно также добраться на машине по дамбе, которая имеет протяженность в восемь километров.

Город – крепость Свияжск, расположенный в устье Свияга – реки, основан в 1551 году. Он был главной базой русских войск для борьбы с Казанским ханством. Уже к шестнадцатому веку он был крупным торговым центром и уездным городом, а потом стал первым христианским городом Казанского края.

В 20 веке судьба Свияжск был сделан лагерной зоной, территория, где располагался концлагерь и колония. Это было до 1997 года. После постройки Куйбышевского водохранилища Свияжск стал островом. Возрождение Свияжска началось с возрождения монастырей Православной Русской Церкви.

В августе 2004 года появилось женское Иоанно-Предтеческое подворье Успенского мужского монастыря.

В настоящее время службы проходят каждый день, в полном объеме. Территория облагораживается и озеленяется.

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Религия Татарстана"